Благодарность Вступительное слово Проспект и переулок Оскверненные и уничтоженные Годы дьявола Как это было Зембинская трагедия Спасавшие обреченных Живущие в сердцах Память на крови Поименная мразь Следы в траве забвения 1 часть 2 часть Калейдоскоп на заданную тему |
Память на кровиЕвреи в истории города БорисоваОскверненные и уничтоженныеВ доперестроечное время историей синагог в Белоруссии никто не занимался, потому что занятие это не поощрялось и перспектив не имело. В 1930 году было разгромлено популярное краеведческое издание "Наш край", а сменивший его журнал "Савецкая краiна" уже в первом номере обрушился на краеведов, кто "копаясь в пыли и грязи церквей, костелов и синагог, упускает вопросы социалистического строительства". Тем не менее, о церквях и костелах в публичных и фундаментальных библиотеках можно найти немало интересных материалов. А вот упоминания о синагогах в доступных материалах фрагментарны и встречаются редко. Скудны и архивные сведения. Поэтому и рассказ о синагогах Борисова далек от полноты. Сегодня современники-совки имеют о синагоге весьма смутное представление. И мало кто знает, что, вопреки расхожему мнению, синагога (в переводе с греческого - место собраний) не является храмом в общепринятом смысле этого слова, потому что, согласно канонам иудаизма, общественная молитва может происходить в любом месте. Для этого необходим лишь кворум из десяти евреев-мужчин. Что же касается собственно синагоги, то там могут происходить не только молебны, но и другие мероприятия еврейской религиозной общины. Следовательно, синагогу нужно рассматривать как помещение или здание, наиболее приспособленное для молитв, но не только для них. Некоторые синагоги принято называть молитвенными школами (бейт мидраш), где помимо молитв занимаются изучением Ветхого завета и Талмуда. Бейт мидраш считается более святым местом, чем синагога. Распознать здание синагоги по фасаду, в отличие от церкви или костела, не всегда просто. Достаточно сказать, что синагогу по ул. Лопатина, д. 41, сохранившую, к удивлению, свой главный фасад в первоначальном виде, горисполком признал таковой только после экспертного заключения приглашенного из Минска специалиста (это была кандидат архитектуры Тамара Габрусь). В 1917 году, до октябрьского переворота, в Борисове, где тогда проживало около 10 тысяч евреев, имелось 13 синагог, включая молитвенные школы. При советской власти синагоги, как и храмы вообще, не возводились. А царская власть этому в черте оседлости, как правило, не препятствовала. Следовало только придерживаться четко определенных нормативных установок: на 30 еврейских домов разрешалось построить одну молитвенную школу, а на 80 домов еще и синагогу. При этом синагога от православного храма могла находиться не ближе 100 сажней, а если синагога и храм находились на разных улицах, то не ближе 50-ти (сажень - 2,13 м). Строились синагоги, разумеется, не на казенные деньги. Первые, выявленные автором, сведения о борисовской синагоге относятся к 1732 году. Это была молитвенная школа, которая находилась на Замковой улице, недалеко от ныне существующего городского рынка. На плане 1810 года синагога обозначена на территории, которая относится теперь к дому № 20 по ул. Лопатина. В 1852 году в Борисове на 3400 прихожан имелось уже пять синагог, в т.ч. одна хасидская под названием "Любавичская" (1300 прихожан). Первая каменная синагога была построена в 1866, а к 1917 году таких уже было пять. Вот сведения о дислокации некоторых синагог (адреса современные): ул. 3-го Интернационала - между домами 48 и 50; ул. 3-го Интернационала, 49 (здание сохранилось); ул. Нормандии-Неман - между улицами Комсомольской и Минской по нечетной сторане; ул. Нормандии-Неман - между ул. Дзержинского и Комсомольской по четной стороне (в советское время эту синагогу переоборудовали в клуб Промкооперации); ул. Лопатина, 20 (в советский период в здании этой синагоги долгое время находилась типография им. 1-го Мая); ул. Лопатина, 41 (здание сохранилось); ул. Комсомольская, 78 (здание сохранилось); ул. Дзержинского, 8; ул. Труда, 10; ул. Пролетарская, 23; проспект Революции, 73. Синагоги имелись и в некоторых сельских селениях близ Борисова: Зембине, Дедиловичах, Плитченке, Лошнице, Черневке... Большинство упомянутых синагог представляли собой невзрачные деревянные строения, мало отличавшиеся от обычных жилых домов. Но были и исключения. Одной из лучших в губернии и самой крупной в Борисове являлась Большая синагога (ул. 3-го Интернационала, 49), построенная в 1913 году. Ее размеры для уездного городка были действительно внушительными (площадь первого этажа - 483 кв.м.), да и по архитектурному облику она была привлекательна, особенно главный фасад с его массивными профилированными пилястрами, разнообразными обломами, высокими арочными окнами и витражной звездой Давида. Вся эта красота исчезла после бездумной реконструкции в 1962 году. Но, как уже было сказано, одно небольшое каменное здание бывшей синагоги, которая была построена в 1911 году и носила название "Хевре тылим", сохранилось почти в первозданном виде. Его можно увидеть по ул. Лопатина, 41. В 1994 году просветительское общество "Свет меноры" по официальному разрешению горисполкома (решение от 23.11.1993, протокол №11) установило там соответствующий охранный знак. Архитектурное разнообразие синагог велико. Встречаются готика, барокко, ренессанс, но чаще - эклектика, т.е. смесь разных стилей. Внутреннее убранство синагоги бывает богатым, но обычно немудреным: скамьи с пюпитрами или стулья, светильники-семисвечники и люстры, на стенах - скрижали с библейскими заповедями. Каждая ортодоксальная синагога имеет молитвенный зал для мужчин и, как правило, отдельное помещение для женщин (обычно это галерея). Но в бедных синагогах, где такого помещения нет, мужчины и женщины разделяются примитивной перегородкой (в синагогах либерального толка, т.е. консервативных и реформистских, размежевания полов не придерживаются). В молитвенном зале у стены, ближайшей к Храму - разрушенной в давние времена иудейской святыне в Иерусалиме, находится важнейшая часть интерьера - ковчег завета (арон-койдеш), где в роскошных чехлах хранятся пергаментные свитки со Священным писанием, т.е. Торой, или Пятикнижьем; такой свиток называется Сефер-Тора. А перед ковчегом возвышается кафедра (бима), с которой Тору торжественно читают. Приглашение к чтению Торы является выражением высокого почета. Мужчины молятся в ритуальном облачении - белых с черными, синими или голубыми полосами накидках с особым образом сплетенными кистями и обязательно в головных уборах (ермолках, кепках и пр.). Женщинам также нельзя находиться в синагоге с непокрытой головой. В отличие от христиан, иудеи, согласно предписанию религии, обязаны читать молитву сами, а не ограничиваться восприятием чужого голоса, чем, в частности, и объясняется традиционная грамотность евреев. Духовным главой еврейской религиозной общины является раввин, получивший образование в специальной религиозной школе - иешиве. Среди верующих он главный консультант по всем вопросам, касающимся религии и житейских коллизий. В череде духовных раввинов Борисова был заметен выпускник Воложинской иешивы Арон-Моше Киселев (1865-1949), возглавлявший борисовскую общину несколько лет. Наряду с духовными раввинами в царской России действовали и так называемые общественные, или казенные раввины, которые избирались общиной на три года и подлежали утверждению губернскими властями. Казенный раввин представлял еврейскую общину в государственных учреждениях, принимал присягу у евреев-солдат, вел регистрацию актов гражданского состояния. Воинствующий атеизм большевиков дал о себе знать уже в первые годы советской власти. 17 июня 1922 года Борисовский уездный исполком, выполняя указание вышестоящих властей, издал по отделу народного образования постановление №43, поставившее вне закона еврейское религиозное образование. Закрывались все хедеры и талмуд-тора, существовавшая с 1895 года. В том постановлении непосредственно синагоги не упоминались, но оно явилось соответствующим сигналом. Сразу начали рождаться ходатайства еврейских рабочих о передаче синагог под клубы, и эти просьбы без особых промедлений удовлетворялись. Большая синагога была превращена в рабочий клуб (позднее - Дом пионеров). Нашли иное применение и другим конфискованным и разворованным молельням. В городе оставили действующей лишь одну маленькую и ветхую синагогу "Слободскую", построенную в 1840 году (ул. Дзержинского, 8). Последние богослужения происходили в ней даже в июле 1941 года, т.е. при фашистском оккупационном режиме. Но после создания гетто местные мародеры эту синагогу разграбили (священные свитки были использованы в качестве кровельного материала для потолков) и разобрали на топливо. После войны пережившие ее евреи стали возвращаться в Борисов, однако верующих среди них оказалось мало. Тем не менее кворум (миньон) набирался с избытком, но неоднократные попытки зарегистрировать религиозную общину, чтобы придать ей легитимность, успеха не имели. Молитвы продолжались в частных домах и неоднократно прерывались появлением милиции. В 1992 году миньон распался естественным образом. С той поры иудаизм в бывшем полуеврейском городе практически, если не считать традиций, связанных с религиозными праздниками (мацой на Песах, несмотря на периодические запреты и прочие трудности, борисовские евреи обзаводились всегда), прекратил свое существование, и условия для его возрождения призрачны, хотя формально иудейская религиозная община существует. В 1998 году ее председателем на альтернативной основе тайным голосованием избран инженер Г.Я. Зархин, связанный с религией лишь тем, что по материнской линии является внуком раввина. В Борисове действуют построенный еще в 1874 году православный красавец-собор, активен и восстановленный из руин на личные деньги католиков старинный костел, есть и возрожденные храмы и других конфессий. Синагоги нет. А было тринадцать. Отобрали, осквернили, разграбили, изувечили, а возрождать уже некому...
© Александр Розенблюм |
© При копировании ссылка на автора обязательна