Статья с недобрым запашком

Михаил Копелиович разгромил в своем отклике недавно показанный по телевидению украинский фильм «Бабий Яр» (израильский еженедельник «Еврейский камертон» от 29 мая 2003). О вкусах не спорят, и право каждого воспринимать тот или иной предмет по-своему. Но, не скрою, от статьи «Игра на понижение» на меня повеяло недобрым запашком высокомерного критиканства.

Ничто не понравилось автору в фильме: то не так и то не этак, и диалоги неправдоподобны, и речь не на том языке, зачем понадобилось, почему захотелось... Создается впечатление, что критик сетует на отсутствие документальности, отказывая создателям фильма на правомерный домысел и художественные пристройки.

Засеев-Руденко с Быстрицкой

Для того, чтобы еще более принизить весомость киноленты, М. Копелиович сравнивает ее с другими фильмами, многие из которых забыты, малоизвестны или вообще не знакомы широкой зрительской аудитории. При этом, перечисляя эти фильмы, критик, демонстрируя свои познания, непременно называет и режиссеров. А вот автора сценария и постановщика «Бабьего Яра» Николая Засеева-Руденко в своем пространном опусе не вспомнил ни разу. Видимо, потому, что он отнес его к людям, далеким, как говорится в статье, от понимания подлинного смысла Катастрофы.

В то же время критик снисходительно отмечает, что ему жаль актеров Быстрицкую и Васильева, «так как, произнося свои малоумные, чтобы не сказать дурацкие, реплики, они еще вынуждены жалко кривляться...».

М. Копелиович назвал фильм бездарным, кощунственным и выразил досаду, что телевидение, не найдя ничего лучшего, показало его в День памяти жертв Катастрофы.

Любопытно и показательно, что напоследок недовольный автор вспомнил и нашумевший, признанный лучшим 2002-го года фильм Романа Полански «Пианист», тоже отражающий тему Катастрофы. М. Копелиович еще не видел этого фильма, заслужившего на 55-м Каннском кинофестивале главную премию - Золотую пальмовую ветвь, но не преминул заблаговременно заявить, что и эта лента, скорее всего, принесет разочарование.

Я не киновед-профессионал, каким, возможно, является автор критического отзыва, а рядовой зритель. Фильм «Бабий Яр» я смотрел с неудержимым волнением и неослабевающим вниманием. Убежден, что и большинство кинозрителей воспринимало его с теми же эмоциями. Допускаю, что это могло быть обывательским большинством, и профессиональном аспекте фильм действительно слаб, но указывать на недостатки следует не в ждановском стиле, а благожелательно, не прибегая к злопыхательским терминам.

«Бабий Яр» не единственный фильм, напоминающий о киевской трагедии. Нам запомнился великий Смоктуновский в «Дамском портном», будем с благодарностью помнить и блистательную Быстрицкую из «Бабьего Яра».

2004 © Александр Розенблюм


© При копировании ссылка на автора обязательна