Бизнес тёти Сэйны

В начале прошлого века в моем родном уездном городке Борисове проживали 15 тысяч человек, из них половину составляли евреи. Социальное расслоение среди них было контрастным и непропорциальным. Подавляющее большинство еврейской прослойки прозябало в нищете и грязи. Но заметны были и те, кто выглядел респектабельно, имел добротные дома и ни в чем не нуждался. Это были промышленники, крупные купцы и лесоторговцы. Их фамилии были у всех на слуху: Соломонов, Лурье, Берман, Гиршман... Но была среди них особа, фамилию которой никто не знал. Ее называли просто, но трогательно - муме Сэйнэ, т.е. тётя Сэйна. Это была неопределенного возраста женщина, напудренная и накрашенная, обращавшая на себя всеобщее внимание обилием бриллиантовых и золотых украшений - колец, браслетов и брошек. Её относили к самым богатым жителям города, и то было правдой.

А владела муме Сэйнэ небольшим предприятием в сфере услуг, которое она разместила в собственном доме по Лепельской улице. Работали у нее несколько смазливых девиц, мускулистый мужик-вышибала Александр Стародетко и еще, на неполной ставке, местный доктор Людвиг Игнатьевич Орловский, который был обязан регулярно осматривать определенные места женского персонала.

Недостатка в клиентуре муме Сэйнэ не испытывала и поэтому установила для нее повременный тариф с предварительной оплатой. Вино и легкая закуска оплачивались отдельно.

Комнатушка с избранной девицей предоставлялась на строго определенное время. И если клиент уложиться в него не успевал, то раздавался стук в дверь, и требовалась соответствующая доплата. Установленные правила выполнялись неукоснительно, а возникавшие временами конфликты разрешались без вызова полиции. Вышибала мгновенно вышвыривал нарушителя порядка на улицу, иногда даже в обнаженном виде.

Муме Сэйнэ не дожила до прихода большевиков, которые уж точно ничего хорошего ей не посулили бы. Она умерла в 1916 году. Хевра кадиша не постеснялась запросить на ее похороны баснословную для того времени сумму - 600 рублей. И наследникам пришлось раскошелиться. За счет усопшей. Впрочем, оставленное наследство уменьшилось от этого не намного.

Богатая борисовчанка давно забыта. Утратил былую "славу" и ее дом, который и сегодня стоит целехоньким (только улица называется теперь не Лепельской, а ул. 3-го Интернационала). Сохранилось и дело, которым успешно занималась предприимчивая тетушка. Правда, его формы несколько преобразились, но, думаю, оно по-прежнему процветает.

Любопытно, что, согласно документам Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, шесть жительниц Борисова назвали себя профессиональными проститутками. Три из них были еврейками. Ничего удивительного, древнему народу, не чужда и древняя профессия.

2004 © Александр Розенблюм


© При копировании ссылка на автора обязательна