Литфасс это кто или что?
Эрнст Литфасс (1816-1874) |
Litfass-saule или просто Litfass в переводе с немецкого - афишная тумба. Не все знают, но немцы объяснят, что это слово навечно воплотило в себе имя человека, который впервые предложил использовать малые формы городской архитектуры в рекламных целях.
150 лет назад, в 1855 году владелец одной из берлинских типографий Эрнст Литфасс в ответ на свое предложение получил право размещать афиши и всевозможные объявления не на стенах домов и заборах, как это было принято, а на специальных тумбах, и с этой целью он заключил договор с начальником полиции германской столицы.
С той поры идея Литфасса стала распространяться сначала по Европе, а затем и по всему миру. Афишные тумбы стали непременным атрибутом многих городов, создавали определенный колорит городских улиц, привлекая внимание прохожих. А там, где эти небольшие сооружения не обделялись вниманием и муниципалитетов, тумбы были воплощением художественной мысли способных архитекторов и приобретали своими формами и декором историческую ценность, отражая дух времени.
В начале ХХ века афишные тумбы появились и на улицах Борисова. Одна из них находилась возле здания Офицерского собрания (впоследствии - кинотеатр «Люкс»), т. е. приблизительно на том месте, где теперь начинается нечетная сторона проспекта Революции. Известно также, что тумбы располагались на Минской улице (нынче это четная сторона ул. З-го Интернационала между перекрестками улиц Дзержинского и Комсомольской) и возле ресторана Эдемского (впоследствии - Дом Совдепа), а также вблизи городского парка по ул. Московской. Потом, уже в советское время, появилась тумба возле Клуба Химиков (впоследствии - клуб им. Горького).
Борисов, 1907 год. Афишная тумба у ресторана Эдемского
|
Все эти сооружения для реклам имели в Борисове классическую форму в виде цилиндра диаметром приблизительно 80 см и высотой около 2 м, с приплюснутой конической крышей. Теперь уже трудно сказать, из какого материала они были сделаны. Вероятно, из бетона с гладкой поверхностью, на которую и наклеивались афиши. Никакого декора борисовские литфассы не имели, эстетику городской инфраструктуры не улучшали (если не считать влияния на чистоту заборов) и не ухудшали, но их прикладное значение было очевидным: голыми не бывали, а всегда были обклеены броскими объявлениями с оперативной информацией.
Между прочим, мой земляк, известный питерский живописец, доцент училища им. В. Мухиной Генрих Павловский рассказывал мне когда-то, что, работая в «Люксе», он не только рисовал киноафиши, но и расклеивал их на уличной тумбе.
Кстати, и сам я с довоенного времени помню две афиши, висевшие в разные годы на тумбах в Ново-Борисове: о концерте эстрадного оркестра Леонида Утесова в Доме Красной Армии и спектаклях Вяземского городского театра в клубе им. Горького (гастроли этого театра прервала начавшаяся война).
В каком году и почему все тумбы в Борисове были снесены? На этот вопрос уже ответить некому.
Но в конце в 80-х годов прошлого века они снова напомнили о себе. Рассказывают, что тогдашнего директора парка Якова Бляхера осенила мысль использовать в качестве сооружений для рекламных объявлений несколько бетонных труб большого диаметра, из числа тех, которые применялись тогда при обновлении в городе подземных коммуникаций.
Германские марки, посвященные афишным тумбам
|
Три или четыре двухметровых трубы в разных местах города поставили «на попа», прикрыв верхнее отверстие крышкой из оцинкованного железа. Крышки вскоре стали пропадать, и эрзац-тумбы превращались в невзрачное убожество. На безрыбье, как говорится, и рак рыба, однако, как мне кажется, уважающий себя городской архитектор вряд ли допустил бы установку на людных улицах такого безобразного «украшения».
В Германии почитают имя Эрнста Литфасса и бережно относятся к его наследию. Кто знает, может быть, и в Борисове со временем появятся небольшие, но изящные и поэтому привлекательные уличные сооружения, называемые афишными тумбами. А пока борисовчане безучастно довольствуются тем, что есть (см. фото).
Борисов, апрель 2005. Бывшая труба. Фото А.Зенкова.
|
Борисов, май 2005 Тоже труба (крышка украдена).
|
Борисов, апрель 2005. Это нечто новое. Архитектор неизвестен. Фото А.Зенкова.
|
2005 © Александр Розенблюм
Автор признателен Людмиле Отченашенко за бескорыстную помощь в поиске размещенных на этой страничке фотоснимков.
|