След в Книге Гиннеса
Когда-то это была гончарная артель, производившая кувшины, кринки и горшки. Но шли годы, и ассортимент этого допотопного производства стал расширяться: к изделиям из глины добавилась одежда из трикотажа. Изящные свитера и кофты, изготовленные по старинной технологии на деревянных ткацких станках, нашли широкий спрос и пополнили корзину привычного советского дефицита.
Керамическое и, казалось бы, несовместимое с ним трикотажное производство, привлекло к себе профессионалов из сферы прикладного искусства - художников и модельеров, чье творчество рождало для рынка привлекательные модели товаров из керамики и нитей.
Сегодня бывшая артель называется Борисовским комбинатом декоративно-прикладного искусства им. Кищенко, где работали и продолжают работать искуснейшие мастера и мастерицы. Некоторые из них удостоены высоких государственных наград и премий.
А.М.Кищенко
|
Присвоение комбинату имени художника А. М. Кищенко (1933-1997), уроженца Воронежской области, переселившегося в Минск, связано с тем, что Александр Михайлович создал на этом предприятии уникальный гобелен, не имеющий равных. Его размеры 14х19 м, вес 286 кг, общая длина нити 806 км.
Над гобеленом трудились 5 лет, в течение которых возникали скандальные истории: то вырезали и украли часть уже сотканного материала, то в финансировании обнаружился криминал...
По замыслу художника гобелен должен был отражать силы добра и зла, олицетворенных во множестве ликов - Христа, Антихриста, Сталина, Черчилля, Папы Римского, Хемингуэя, Кастро и других.
Гобелен века
|
Когда работа уже подходила к концу, на политической арене возникла еще одна личность - бывший политрук и директор заурядного совхоза был избран президентом республики. Еще никакими особыми заслугами новоиспеченный государственный деятель к тому времени не отличился, но у художника сработал инстинкт лизоблюдства и, возможно, дар предвидения. На остававшемся месте в правом верхнем углу гобелена появился еще один портрет.
Изделие было закончено в 1996 году. Исходя из грандиозных размеров, его назвали гобеленом века, и по этому поводу стали трубить в фанфары, хотя в отношении художественного мастерства, по мнению непредвзятых знатоков, произведение Кищенко ничего существенного не представляло. Оно вызывало некоторые ассоциации с монументальными полотнами Ильи Глазунова, но при этом и подчеркивало контраст с высоким искусством. Тем не менее, автор гобелена был удостоен Государственной премии республики
Прошло уже 10 лет со времени создания ковра-рекордсмена. Давно отгремели победные реляции и умолкли праздничные фанфары. Но до сих пор гложет вопрос: а кому он был нужен? Никем он не востребован, помещения для него нет, и поэтому неприкаянный гигант продолжает где-то валяться.
Однако пару раз его все-таки экспонировали на выставках, и заинтригованные посетители, вероятно, пытались сообразить: портрет в правом верхнем углу - это сила добра или зла?
2006 © Александр Розенблюм
|