Борисовские музыканты,
или попурри на историческую тему

Почему «борисовские»? А чем Борисов хуже Бремена?

Почему «попурри»? Да потому что, по моему убеждению, никто и никогда не составит цельную и последовательную хронологию музыкальной жизни в Борисове. Этим вопросом краеведы почему-то не интересовались, поэтому он и остался белой страницей в богатейшей истории славного белорусского города. Мой непрофессиональный и лоскутный опус ограничен весьма узкими рамками и преследует узкую цель - назвать и сберечь от забвения лишь имена музыкантов, не оценивая их творчество и мастерство. Несмотря на старания, у меня получилась лишь мозаика разрозненных по времени сведений, ограниченных в основном ХХ-ым столетием, поскольку имена более ранних времен забыты навсегда.

В поисках материалов для этой работы мне помогали некоторые музыканты, особенно трубач Иосиф Златкин, скрипач Михаил Минстер, тромбонист Виктор (Виталий) Евсеев, пианистки Ирина Владимирова и Ирина Лимонова, а также журналист Анатолий Мозгов, которым я глубоко признателен. Но были и такие, которые проявили к моим поискам полное равнодушие и даже, как мне показалось, неприязнь. Их я называть не буду.

Иосиф Златкин

Михаил Минстер
Фото 17 июня 1941

Виктор Евсеев

Ирина Владимирова

Итак, имена!..

Вряд ли кто-либо назовет тот год, когда борисовчане стали ощущать веяние музыкальной жизни. Наверно, с давних пор праздники, вечеринки, свадьбы не обходились без самоучек, извлекавших народные мелодии из гармошек, цимбал, дудок и бубнов.

Клезмеры (рисунок)

Шмуэль Баскинд,
он же Сэм Баскини.

А в еврейской прослойке населения выделялись самодеятельные умельцы, которые виртуозно играли на скрипке, кларнете, трубе, ритмично и с блеском стучали по барабану. Они назывались клезмерами, и национальная музыка в их исполнении всегда привлекала толпы слушателей. В начале ХХ века в Борисове были широко известны клезмеры Гесл Бененсон, братья Шмуэль, Еел и Моисей Баскинды. Кстати, скрипач Шмуэль Баскинд и руководитель популярного в догитлеровской Германии джаз-оркестра Сэм Баскини - одно и то же лицо.

В то же время в быт борисовчан стала внедряться и духовая музыка военного оркестра кавалерийского полка и оркестра Пожарного общества. Излюбленным местом гуляний и пикником того времени были Батареи - сосонник на заброшенных редутах периода войны 1812 года. Позднее духовые оркестры стали звучать в городском саду, созданному стараниями священника Николая Фалевича, напротив Андреевской церкви.

В 1910 году в Борисове начал работать первый в городе кинотеатр «Лира». Сеанс длился около трех часов и сопровождался музыкой, которую исполнял квартет из скрипки, альта, контрабаса и барабана.

Адольфина Адамович

Генах Фидельгольц

История сохранила очень мало имен музыкантов начала ХХ века. Среди них выделялась выпускница Варшавской консерватории пианистка Адольфина Адамович, которая была желанным гостем на званных вечерах и преподавателем музыки у детей богатых родителей.

В городе был известен как гитарист преподаватель математики мужской гимназии Николай Белинович, игру которого с удовольствием слушали его ученики, собиравшиеся по вечерам у него дома.

Знали в городе и кларнетиста Генаха Фидельгольца, вернувшегося с русско-японской войны без уха.

Вероятно, пользовался популярностью и духовой оркестр гимназистов под руководством Симона Синельникова, потомки которого сохранили фотографию этого коллектива, сделанную в 1913 году.

Оркестр п/у Симона Синельникова

Захват власти большевиками коснулся и музыки. Взамен царского гимна непременной мелодией духовых оркестров стал «Интернационал» и их репертуар пополнился революционными песнями.

Стала звучать духовая музыка на похоронных процессиях. Доставка усопших активистов советской власти на кладбище под похоронные марши стала непременным большевистским ритуалом.

Айзик Лейкинд, 1932 г.

Арон Мурованчик

Наиболее респектабельным по внешнему виду выглядел оркестр пожарных, который, помимо участия в праздничных мероприятиях, периодически шпацировал по городским улицам, сверкая не только трубами, но и блеском начищенных касок. Впереди, элегантно дирижируя бравурными мелодиями, следовал руководитель оркестра Иван Шестаков. Изящным размахиванием колотушкой ему старался подражать виртуозный барабанщик Айзик Лейкинд. Амплитудой размаха обращал на себя внимание и тарелочник Лазарь Бреслав.

С появлением звукового кино таперов (наиболее известными среди них были пианистка Наталия Кржижановская и скрипач Арон Мурованчик) заменили оркестры, игравшие в фойе.

В кинотеатре им. 1 Мая играл ансамбль из различных инструментов. Руководителем был управляющий Новоборисовской аптекой провизор Абрам Залманзон. Он прекрасно играл на скрипке, был знаком с Давидом Ойстрахом и даже где-то музицировал с ним в дуэте.

В кинотеатре «Чырвоная Зорка» играл оркестр под управлением выдающегося кларнетиста, военного дирижера Ивана Бакуна. Этот человек, уроженец Борисова с высшим музыкальным образованием, впоследствии стал преподавать в Белорусской государственной консерватории (с 1951 года - доцент). Вот оркестранты, которые играли под его управлением перед началом киносеансов: Митрофан Сибилев (кларнет), Исаак Баршай (труба), Фаддей Белявин (труба), Иосиф Златкин (труба и иногда барабаны), Борис Крол (тромбон), Григорий Каплан (скрипка), Бома Кац (скрипка), Маша Орлова (фортепиано).

Иван Бакун

Исаак Баршай

Григорий Каплан

Кстати, упомянув об Иване Бакуне, занимавшего должность капельмейстера 10-й мехбригады, стоит вспомнить, что незадолго до начала войны он силами военнослужащих Борисовского гарнизона и их семей поставил оперу Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем», которая с успехом была представлена на сценах ДКА и других клубов, которые функционировали в городе.

Мало кто помнит, что в 1939-1940 годах в Борисове дислоцировалось военное автомобильное училище (БАУ, начальник - полковник А.П. Николаев), и в этом учебном заведении имелся не только штатный духовой оркестр под управлением деятельного капельмейстера Владимира Промыслова, но и ансамбль «Джаз-ревю». Вот его состав: Скрипачи Григорий Гляйхенгауз, Василий Зыков. Трубачи Иосиф Златкин, Александр Прусаков, Леонид Годер. Саксофонисты: Николай Липай, Аркадий Данильчик, Ашот Гаспарян. Тромбон - Давид Гофман, Леонид Потапович. Туба - Михаил Каплан. Аккордеонист Константин Кондратьев. Ударник Филипп Лифшиц. Певица Валенина Шевырина.

Владимир Промыслов

Музыканты «Джаз-ревю», 1940 г.

Слева направо:
1-й ряд (сидят): Григорий Гляйхенгауз (аккордеон, скрипка), Михаил Каплан (туба), Николай Липай (кларнет, саксофон), Василий зыков (скрипка), Иосиф Златкин (труба), Борис Гофман (тромбон);
2-й ряд: Ашот Акопджанян (саксофон), Филипп Лившиц (ударные, вокал), Леонид Годер (труба), Александр Пруссаков (труба), Аркадий Данильчик (саксофон).

Валентина Шевырина

Борис Ковалевский

Михаил Буйло

Репертуар «Джаз-ревю» составляли советские песни, мелодии из оперетт, музыка из кинофильмов. Аранжировку произведений осуществлял солдат Борис Ковалевский, способнейший саксофонист.

Кроме уже названных имен довоенных музыкантов, назову и еще несколько: кларнетист Юзеф Крачковский, трубачи Иосиф Синельников, Владимир Воравка, Файтель Шифрин, Леонид Соколюк, братья Стронгины и братья Минковы, баритонист Михаил Буйло, флейтист Исаак Колек, тромбонист Трофим Кудряшов и единственный в довоенном Борисове гобоист - подросток из детдома со странной фамилией Аш.

Старые музыканты с теплотой вспоминают трубачей Стрельцова, Эдуарда Адамовича и особенно баритониста из кавалерийского полка Анатолия Грека.

Михаил Гольдин

Не могу не назвать и служившего в Борисове в 30-е годы духовика Михаила Гольдина, одного из редких музыкантов, который впоследствии был удостоен высших орденов - Ленина и Красного Знамени.

Не исчезли из памяти и руководители довоенных оркестров железнодорожного батальона (Иван Савинский), клуба Промкооперации (Алтер Фаликсон), клуба Строителей (Фаддей Белявин). Выделялся и капельмейстер 4-го пехотного полка Лебедев, уделявший много внимания обучению молодых гражданских музыкантов. Многие из них пополнили любительские духовые оркестры города.

Рассказывают еще про разностороннего музыканта, руководителя самодеятельного оркестра Романюка из Ново-Борисова, который тоже обучал игре на духовых и струнных инструментах, а также на барабане всех желающих при условии, что они вместе с ним будут играть на свадьбах и семейных вечеринках. По вечерам, особенно в выходные дни, звуки музыки в Борисове были слышны с разных мест. Играли духовые оркестры в нескольких парках, которых до войны было четыре. Мелодии, исполнявшиеся на примитивно-любительском уровне, узнавались легко: «Амурские волны», «Кукарача», «Риорита», «Черные глаза», «В парке Чаир»...

Звучала музыка и в ресторанах. Там, в частности, подрабатывали уже упоминавшиеся Кржижановская и Мурованчик, бывшие таперы, которых, как уже говорилось, звуковое кино изгнало из кинотеатра.

Василий Кучко

Фира Розенблюм

В городском Доме культуры выделялся многоголосый хор под руководством Василия Кучко и привлекали танцевальные кружки для взрослых и детей под руководством пианистки Фиры Розенблюм (она же, в замужестве И.Н.Годес, впоследствии много лет работала преподавательницей музыкальной школы, а затем ее сменила дочь Анна).

А в школах азы музыкальной грамоты пытались привить на уроках пения, но из этого мало что получалось. Тем не менее, кружки художественной самодеятельности активно функционировали и в школах, и в клубах. Почти в каждой школе имелся свой хор. Спектакли школьных и клубных драматических кружков тоже иногда шли в музыкальном сопровождении. Помню такой спектакль в 3-й средней школе, который был обогащен обворожительной игрой на фортепьяно девятиклассницы Берты Мерзон. А во 2-й школе к городской олимпиаде школьной самодеятельности 1940 года умудрились даже поставить знаменитую белорусскую оперетту «Паўлінку», имевшую большой успех.

Самуил Полонский

Борис Кроль

И еще среди школьных музыкальных коллективов выделялся ансамбль народных инструментов 1-й СШ. Там играли на мандолинах, домрах и балалайках. Но особый восторг публики вызывали дудки и бутылки (на концертах всегда кричали из зала - «бутылки вперед»). Бутылочником, помнится, был десятиклассник Мануш. Эта же школа славилась замечательным хором под управлением Людмилы Вертинской.

Для оказания творческой помощи коллективам художественной самодеятельности в Борисов из Минска приезжал композитор и хоровой дирижер Самуил Полонский. Это благодаря ему получила в то время известность "Борисовская полька".

Годы Большого террора не могли не затронуть и борисовчан-музыкантов (некоторые из них работали в других городах). Сгинули в ГУЛАГе дирижер Владимир Петкевич, старшина музвзвода кавалерийского полка Нохим Норман, музыкант из того же полка Владимир Быковский, эстрадный музыкант Вацлав Климович. Расстрелян в 1938 году и предан забвению уроженец Борисова композитор Семен Тишкевич-Азважинский, работавший в Киеве. Скрипачу Иосифу Пейсаховичу повезло: он после нескольких лет заключения вернгулся домой.

В период нацистской оккупации музыка в Борисове тоже звучала, музыканты пытались заработать кусок хлеба, используя свою профессию. И это им дорого обошлось. После освобождения города были репрессированы за якобы сотрудничество с оккупантами музыканты Андрей Хохлов, Василий Кучко и Владимир Данис.

Война загубила многих музыкантов. На Западном фронте погиб капельмейстер 128 стрелкового полка 29 механизированной дивизии Борис Кроль. Не вернулся с фронта барабанщик Айзик Лейкинд. Оккупация отняла жизни молодого гобоиста Аша, пианисток Маши Орловой, Анны Нисхизовой, Сони Баршай, трубача Иосифа Синельникова. Скрипач Абрам Залманзон отказался следовать в смертоносное гетто и принял яд, предварительно отравив жену и двоих малолетних детей (пятилетний Илюша обучался игре на скрипке и подавал радужные надежды).

Преподаватель Анна Нисхизова с будущим преподавателем Ириной Владимировой, 1940 год

Илюша Залманзон, 1940 г.

После изгнания оккупантов, несмотря на трудности первых послевоенных лет, музыка в Борисове стала быстро набирать обороты. Оживились танцплощадки в парках. Появились духовые оркестры на фанероспичечном комбинате, стеклозаводе, заводе «Красный Металлист», в ремесленном училище № 12. Немногим позднее в детском доме №4 тот же директор Григорий Меклер, который до этого воглавлял упомянутое училище, тоже создал духовой оркестр (руководитель - военный музыкант Николай Павлов), и этот коллектив всегда отличался на концертных выступлениях и конкурсах.

Оркестр ремесленного училища №12. 1948 год.


Хор (очевидно, церковный) у входа в Воскресенский собор. 1910 год.


Музыкальный кружок работников торговли. 1928 год.
Первый ряд, первая справа - Галина Реут.


Хор и оркестр Борисовского педучилища (руководители М. Лебедев и Л. Лосев). 1951 год.


Хор ДОКа им. Коминтерна, 1950-е годы.


Духовой оркестр ДОКа им. Коминтерна (руководитель Черниховский). 7 ноября 1954 года.

Кружки художественной самодеятельности были созданы во всех школах, клубах и на предприятиях и даже в небольших учреждениях. Приличный хор под управлением вернувшегося из заключения скрипача Василия Кучко создали борисовские связисты.

Студия по обучению юных музыкантов была создана в Доме пионеров. Ею руководил Лев Лосин. Кстати, и до войны в Доме пионеров занимались музыкой. Там функционировал многочисленный оркестр струнных инструментов, которым руководил замечательный музыкант-эстрадник Котин (в его оркестре виртуозно играли однофамильцы Рувен и Моисей Клебановы; первый - на гитаре, второй - на мандолине). В 70-х годах до Борисова добрался и КВН, но особого развития он не получил, хотя состязания команд и проходили, например, между стеклозаводом и фанероспичечным комбинатом.

В 60-70 годах прошлого столетия гремела слава народного ансамбля песни и пляски "Тачанка", созданного в 114 учебном танковом полку, который дислоцировался в в/г Печи. Руководили этим коллективом заслуженный работник культуры БССР Яков Кацнельсон и лауреат 1-го и 2-го Всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества Сергей Пак.

Тогда же второго места в престижном конкурсе музыкальных подразделений Белорусского военного округа был удостоен духовой оркестр танковой дивизии (Борисовский гарнизон) под управлением капельмейстера Зиновия Муравина. Этот дирижер выделялся своим активным участием в культурных мероприятиях города, проводившихся вне пределов в/г Лядищи, где он служил.

Яков Кацнельсон

Сергей Пак

Зиновий Муравин. 1959


Сергей Пак со своим ансамблем


Тачанка танцует. На переднем плане С.Пак


Оркестр п/у Муравина (1960-е)


Оркестр Зиновия Муравина (Лядище)


Лядище, 1940 г.


Группа музыкантов из музвзвода 178 танкового полка. В/г Печи, 1967 г.

Таким же был и выпускник Ленинградской консерватории военный дирижер Семен Шульман, служивший в Борисове несколько десятилетий, начиная с 1948 года. В 1976 году он организовал и стал руководителем хора ветеранов войны, снискавшего широкую популярность и выдержавшего испытание временем. После смерти С.Шульмана созданный им хоровой коллектив с 1978 по 1989 годы возглавляла хормейстер Анна Капилова (нынче этим хоровым коллективом руководит Валентина Георгиу).

Оркестр под управлением С.Шульмана (четвертый справа)


Хор ветеранов


Анна Капилова

Валентина Георгиу


Хор объединения "Борисовдрев", 1982 год

Оставили свой след в Борисове военные дирижеры Игорь Архангельский, Адам Пасессор, Илья Голод, Сергей Острога, Фарландский, Яскевич и дирижер недавнего времени Игорь Мельник, который в 1988-2006 годах служил в Борисове и руководил оркестром Учебного центра (затем - начальник и дирижер Военной академии Республики Беларусь). Еще не совсем забыты и руководители гражданских оркестров Иван Войнелович и Михаил Токарев. Запечалились в памяти Владимир Хренов, руководивший в 60-х годах хором в городском Доме культуры, а также руководители оркестров народных инструментов Л. Лосев и Бородин. Хорошо были известны аккордеонисты Гребень, Крампульс и незрячий баянист Мулуянов.

Оркестр и хор п/у Ильи Голода


Игорь Архангельский

Илья Голод

Сергей Острога

Игорь Мельник

Л.М. Лосев


Адам Пасессор (стоит в первом ряду второй слева) со своими музыкантами в Германии

Помнятся еще и конкурсные концертные вечера по пятницам (они так и назывались - «Наши пятницы») городских коллективов художественной самодеятельности. Они проходили в городском Дворце культуры под неизменным аншлагом (хочется похвалиться тем, что победителем там всегда признавалась музыкальная группа завода «Автогидроусилитель», в которой активно участвовал мой сын Феликс).

«Наши пятницы». 1988 год.

Музыкальная жизнь Борисова, проявлявшаяся в мероприятиях различного плана, никогда не затихала, но их всеобъемлемщее перечисление, как легко понять, непосильно и немыслимо. Однако особо значимые факты и события следует знать. В Борисове родились композиторы Ричард Бутвиловский и Елена Атрашкевич, видный теоретик музыки Юлиан Леттецкий, французский пианист и аккомпаниатор известной певицы Изы Кремер Леон Розенблюм, выпускница Петербургской консерватории певица, первый и многолетний директор Ленинградской музыкальной школы №18 Милица Нечай, барды Алесь Камоцкий, Марина Помоз, Марина Климко и Олег Русак, американский певец Александр Гунько, танцовщик Кремлевского балета Валерий Кременский и балерина Ростовского музыкального театра Ольга Буринчик, известный джазовый музыкант и аранжировщик Игорь Уваров, исполнители созданного в 1998 году в родном городе знаменитого дуэта Александра Кирсанова и Константин Драпеза, рок-музыкант и певец Василий Медунецкий, выпускник Бишкекского музыкального училища, играющий в филармоническом оркестре г. Тольятти Дмитрий Левин (туба), киевский самодеятельный композитор и исполнитель Андрей Шидловский. Особой гордости заслуживает молодой борисовчанин Дмитрий Демидчик, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, солист (баритон) именитого Мариинского театра, который уже в 25-летнем возрасте стал лауреатом и призером международных конкурсов. Из борисовчан в музыкальной среде давно заметен также композитор, певец и гитарист, руководитель вокально-инструментального ансамбля Дома культуры Борисовского завода автотракторного электрооборудования Виталий Абдулов.

Ричард Бутвиловский

Елена Атрашкевич

Юлиан Леттецкий

Милица Нечай

Алесь Камоцкий


Марина Климко

Марина Помоз

Олег Русак

Валерий Кременский

Ольга Буринчик


Александра Кирсанова

Константин Драпеза

Александр Гунько

Игорь Уваров


Дмитрий Левин

Андрей Шидловский

Дмитрий Демидчик

Виталий Абдулов

Приятно вспомнить и выпускника 7-й Борисовской СШ, руководителя школьной музыкальной группы "Центр тяжести" Вадима Галыгина, который известен не только как не слабый КВНщик и актер комедийного жанра, но и как участник популярного российского певческого телешоу "Две звезды".

Группа "Центр тяжести" (7-я СШ, 1980-е годы). Фото А.Мозгова

Вадим Галыгин

Непосредственно с Борисовом связаны биографии певиц Марии Адамейко и Людмилы Куц, шансонье Виктора Калины, самодеятельного композитора Аркадия Гофмана и основателя в 1959 году музыкальной школы в соседнем городе Жодино Виталия Чаловского (брата известной подпольщицы), многолетнего руководителя музыкальной школы в г.Березино Валерия Кузнецова, директора музыкальной школы в Надымском районе Ямало-Ненецкого округа Инны Трубниковой, а также Льва Бандаса, разностороннего музыканта джаз-оркестра, главного технолога Ленинградской фабрики щипковых инструметов им.Луначарского.

Мария Адамейко

Людмила Куц

Виктор Калина

Валерий Кузнецов

Лев Бандас
Фото 1928 года.

Из музыкантов послевоенных лет хочется сначала назвать Бориса Ярошевского, примечательного самородка, не имевшего специального образования, но изумительно игравшего на кларнете и множестве иных инструментах. Он служил в военном оркестре, в котором по праву значился солистом-инструктором. Достойны упоминания и другие: кларнетисты Лев Горелик, Виктор Маташков, кларнетист и аккордеонист Хиля Муттерперл, трубачи Николай Нагорнюк, Николай Кузьмин, Виктор Алейник, Александр Горбач, Абрам Буслович, Леонид Головин, Николай Драчев, Михаил Симченко, Константин Дятликович, Николай Теплый, Борис Лившиц, Абрам Буслович,Владимир Майзус Василий Медунецкий (старший), Николай Павлов (корнет), Виктор Роговский (тенор), Валерий Беляев (альт), Шая Музыкантов (басист), тромбонист Виктор Евсеев, Геннадий Бойко (баритон), Абрам Айзендорф (баритон), Александр Вариводский (баритон),саксофонисты Игорь Чекмарев, Михаил Крюков и Леонид Хмельницкий (он же кларнетист и аккордеонист), Анатолий Козлов (бас), Георгий Иванов (контрабас), Анатолий Лукашевич (бас), саксофонист, клавишник Григорий Власюк, Давид Шульман (контрабас), ударные - Андрей Медведский, Иван Хропик, Владимир Куринов, Анатолий и Павел Горбачи, Анатолий Русинов, Алексей Попов, гитаристы Виктор Владыко, Изя Ритберг, Иосиф Шапиро, Валерий Барздыко...

Многие из них играли в вокально-инструментальном ансамбле и эстрадном оркестре (руководитель - трубач Виктор Сколубович) Парка им. Горького, в ресторанах, в музыкальных коллективах предприятий.

Есть в Борисове и органист - выпускник Минского музыкального училища Олег Добровольский, который с 1999 года исполняет духовную музыку на костельном органе. Кстати, не все знают, что органист с мировой известностью народный артист Украины Владимир Кошуба родился в Борисове.

Борис Ярошевский

Лев Горелик

Абрам Айзендорф

Виктор Евсеев

Константин Дятликович


Хиля Муттерперл

Борис Лившиц и Ирина Петрашкевич

Виктор Владыко

Виктор Сколубович


Анатолий Горбач

Андрей Медведский

Олег Добровольский

Владимир Кошуба


Музыкальный ансамбль завода "Красный Металлист".


Ансамбль Дома культуры (70-е годы).
С аккордеоном - Леонид Хмельницкий, у микрофона - директор Дома Михаил Славин.


Концертный оркестр Парка им. Горького.


Ансамбль танцевальной площадки Парка им. Горького (третий справа директор парка Яков Бляхер),
70-е годы.


ВИА "Юность". 1971 год. Руководитель Виктор Владыко (на заднем плане).
Борис Гитлин (вокал), Михаил Богданов (бас-гитара), Валерий Йодко (гитара), Игорь Кирюшин (барабаны), Иван Хмелина (скрипка и клавишные), Шпилевский (труба), Станиславчик (гитара).


Один из самодеятельных оркестров Борисова.
Состав: Айзендорф А., Андреев А., Архипов К., Зотов Г., Головин Л., Майзус Р., Музыкантов Я., Черняховский И.


На клубной сцене. Соло на трубе - Василий Медунецкий (старший).


Игорь Чекмарев (справа) и Виктор Владыко.


Трио на свадьбе: Анатолий Русинов (ударные), Эдуард Лисовский (баян), Борис Гитлин (гитара). 1979.

Сегодня музыкальная жизнь Борисова выглядит весьма активной и многогранной. В этом может нас убедить весьма обширный перечень разных ансамблей, оркестров, студий. Назовем лишь некоторые из них: Образцовый ансамбль «Детство» Центра детского и юношеского творчества (руководитель Сусанна Кольцова), Образцовый ансамбль танца «Шарм» 20-й СШ (руководитель Ольга Лукашова), ансамбль народной песни «Вытокі» городского Дворца культуры (руководитель Валентина Георгиу), Образцовый ансамбль танца «Дивертисмент» гимназии №1 (руководитель Елизавета Сухарева), Оразцовый ансамбль эстрадной песни «XXI век» гимназии №1 (руководитель Анжелика Листратова), Образцовый ансамбль танца «Раўніца» 2-й СШ (руководитель Наталья Русакевич). народный ансамбль спортивного бального танца «Карнавал» городского Дворца культуры (руководитель Наталья Раковская), Образцовый ансамбль эстрадно-спортивного танца «Вдохновение» городского Дворца культуры (руководитель Лариса Гиро), студия классического пения (руководитель В.Пинчук).

Развитию музыкальной культуры способствует и регулярно проводмый в городе популярный фестиваль детского творчства «Барысаўскi прыстанак».

Образцовый ансамбль «Детство»

Образцовый ансамбль танца «Шарм» 20-й СШ


Студия классического пения п/р В.Пинчука. Фото А.Мозгова

В Борисове молодые музыканты, профессионалы и самоучки, постоянно объединяются в творческие группы, давая им неординарные названия: «Туннель-74», «Разгром», «Нестандартный вариант», «Коробейники», «Эпитафия», «БорЖоМи», «Грoши», «Кейс», «Веселый Роджер», «Просвет», «Рентгенов луч», «Warkraft», «Шорты, Майки, Три ствола»... Составы таких групп, как и названия, часто меняются, одни и те же лица играют в разных ансамблях, но эти музыкальные коллективы пользуются популярностью у молодежи, хотя на высокий профессионализм, как правило, претендовать не могут. Некоторые группы в приличных студиях записывают свою музыку на компакт-диски, которые находят своего покупателя.

Группа «Разгром»

Группа «Рентгенов луч»

Группа «Кейс»


Группа «Нестандартный вариант»

Группа «БорЖоМи»

Группа «Warkraft»


Группа «Шорты, Майки, Три ствола»

Поименного списка упомянутых молодежных коллективов у меня нет, но хотел бы назвать потомственного барабанщика и аранжировщика Павла Горбача, гитариста Александра Отченашенко и умершего на сцене во время концерта музыканта и певца Василия Медунецкого (младшего). К слову, вспомню хорошо известного борисовчанам дипломанта Первого фестиваля польской песни Александра Юрага и популярную певицу Елену Янченко, самобытную исполнительницу бардовских песен, романсов и блюзов, участницы и призера разных фестивалей и конкурсов.

Следует вспомнить и весьма примечательных музыкантов "ресторанно-свадебного" жанра: Александр Газизов (гитара), Виктор Тихонов (скрипка), Геннадий Василевич (гитара), Савелий Кустеров (баян, бас-гитара).


Александр Отченашенко

Василий Медунецкий

Елена Янченко


Савелий Кустеров

Геннадий Василевич со своей группой

Александр Газизов

Рассказывая о борисовских музыкантах, было бы непростительно умолчать о Борисовской детской музыкальной школе.

Она было основана в 1938 году, но о ее довоенной деятельности имеются лишь скудные и отрывочные сведения. Школа размещалась в одноэтажном деревянном здании по четной стороне улицы Дзержинского (это был второй дом от угла с ул. 3-го Интернационала в сторону реки Схи). В школе, по сведениям на 1939 год, в 6 классах, занимались 180 учащихся, из которых 23 являлись отличниками. Штатных преподавателей было 10. Классы фортепиано вели выпускница Петербургской консерватории Анна Нисхизова и молодые пианистки Раиса Мирер и Этя Шульман. Духовую музыку преподавал бывший тромбонист популярного оркестра п/у Цфасмана Трофим Кудряшов, а игре на скрипке обучал выпускник Варшавской консерватории Михаил Минстер, который был великолепным скрипачом и умелым преподавателем.

Михаил Минстер

Раиса Мирер и Этя Шульман, 1940г.

Были еще классы виолончели и народных инструментов. Учиться играть на подобных инструментах было проще, чем, скажем, на фортепиано, которое дома было лишь у считанных учащихся (рояль в Борисове был только у врача Клионского).

Возглавлял школу молодой музыкант Абрам Альтшулер (1914-1941?), бывший руководитель оркестра Борисовского лесокомбината "Коминтерн". Он был не только способным администратором, но и умелым преподавателем в группе народных инструментов. В 1939 году борисовская газета "Бальшавіцкая трыбуна" в №98 от 1 мая назвала восемь наиболее одаренных учеников школы, которые за успешную учебу награждены подарками: Владимирова Ира, Лейкинд Женя, Плис Моисей, Левина Ида, Овчинникова Таиса, Бак Сима, брат и сестра Иосиф и Лиля Ерусалимчики. Известно также, что в 1940 году учащаяся школы Вера Красовская принимала участие в Декаде белорусского искусства в Москве.

Райгазета "Бальшавіцкая трыбуна" от 1 мая 1939 года № 98

Иосиф Ерусалимчик
(виолончель)

Лиля Ерусалимчик
(скрипка)

Вера Красовская
(фортепиано)

После войны школа возобновила свою деятельность в 1951 году. Ее вначале по совместительству возглавил директор 5-й средней школы Владимир Григорьевич Кучер, которого вскоре сменил баянист Виталий Иванович Чаловский. Он возглавлял школу в 1952-54 годах. Затем директорствовали баянист Петр Яковлевич Клопов (1954-63), кларнетист Владимир Иванович Севрук (1963-72), баянист Петр Павлович Сивец (1972-83), баянист Константин Константинович Полушин (1983-2008). В июле 2008 года впервые директором школы стала женщина - аккордеонистка Елена Ионасовна Нестерова. С 1991 года завучем работает ветеран школы пианистка Алла Якубенко.

Несколько лет преподавала в школе член Союза композиторов Беларуси Элла Андреенко, автор ряда произведений разных музыкальных жанров.

В.Г.Кучер

В.И.Чаловский

П.Я.Клопов

В.И.Севрук


П.П.Сивец

К.К.Полушин

Е.И.Нестерова

Вот портреты преподавателей разных лет:

Э.Андреенко

Н.С.Архангельская

В.П.Вечерский

Р.Л.Гуревич

Л.К.Дановская


Н.А.Жиркевич

Н.И.Жук

Н.Г.Ильютик

Е.Л.Каган

О.П.Клопов


Т.А.Конорева

Т.П.Ленько

И.Л.Лимонова

В.К.Лисовская

Э.И.Лисовский


Н.И.Листратова

Д.Е.Монтацкая

В.И.Пушкарев

С.Б.Рогинкина

Л.Г.Сальченко


З.В.Смайлис

Л.Б.Смайлис

Р.Я.Столина

П.В.Чубис

А.Я.Шевченко


Г.С.Шионок

Н.Л.Шпунт

А.А.Якубенко

П.И.Якуш

Н.Н.Яцевич

В школе сегодня преподают 75 учителей, а обучаются около 600 человек.

Здесь, как и положено, под руководством преподавателей функционируют несколько оркестров, состоящих из наиболее способных учащихся. Среди них Образцовый духовой оркестр под управлением Владимира Наркевича, Образцовый оркестр народных инструметов, которым руководит Олег Клопов, и созданный еще в 1985 году, Образцовый ансамбль скрипачей «Анима» под руководством Антонины Фоменко (этот коллектив не раз с успехом гастролировал за рубежом, участвовал в разных конкурсах, удостаиваясь различных наград). Заслуженный авторитет завоеван и лауреатом Международного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа» Образцовым хором «Очарование» (руководитель Лилия Мальцевич). Почетного звания "народный" был удостоен школьный ансамбль народных инструментов "Явор" (руководитель Ирина Жизневская).

Владимир Наркевич

Антонина Фоменко


Оркестр под управлением В.Наркевича


Образцовый ансамбль скрипачей «Анима» п/р Антонины Фоменко.
Концертмейстер Ирина Петрашкевич

Виктор Лукашевич

Назову здесь и Виктора Лукашевича, музыканта и самородка с золотыми руками, который собирает и реставрирует старинные инструменты и ремонтирует новые. Его мастерская в школе выглядит музыкальным музеем.

После окончания школы не все выбирают профессию музыканта, но не мало и таких, которые поступают в музыкальные училища и консерватории. Среди них баянист Николай Колядко, аккордеонист Владимир Федоров скрипачки Людмила Бацеко, Диана Баркан, пианистки Инна Войткевич, Анна Сперанская, Ирина Петрашкевич, Анна Годес, Роза Ярошевская, сестры Елена и Зинаида Мильман, цимбалистка Елена Кузнецова и многие другие. Достаточно сказать, что только из числа пианисток окончили консерваторию около 30 человек.

Школа по праву может похвастаться выдающимся мастерством целого ряда своих воспитанников. Например, 14-летний ученик Лилии Пятаковой Андрей Шишпаренок в 2008 году на международном конкурсе пианистов в Париже завоевал Гран-при по номинации виртуозность. И в 2011 году ее же ученица, шестиклассница Анастасия Кугач на таком же конкурсе в том же Париже и в той же номинации завоевала первое место. Из молодой поросли большую надежду подает и юный скрипач Дима Ахатов, который в 2010 году окончил музыкальную школу с выдающимися успехами. В 2012 году на очередном чемпионате Беларуси по модной нынче певческой забаве караоке победу одержала Татьяна Кремис. Обладателями достойных конкурсных премий являются Андрей Лагашкин (труба), Александр Волковец (валторна), Валерий Иванович (ударные) и др. Престижных премий удостаивался рок-музыкант и руководитель группы «Рублевая зона» Олег Минаков. Первую премию на Всероссийском конкурсе скрипачей в Белгороде завоевала ученица Антонины Фоменко Людмила Бацеко (Дмитриева). Скрипачка Диана Збужинская играет в оркестре «Молодая Россия», которым руководит знаменитый альтист Юрий Башмет. Скрипачка Марина Соколовская выступает в минском именитом ансамбле «Классик-Авангард». Домристка Татьяна Антонова работает в Национальном академическом оркестре народных инструментов России имени Н.П.Осипова. Заслуженный деятель искусств Беларуси оперный дирижер Николай Колядко и в недавнем прошлом начальник и дирижер Образцово-показательного оркестра Вооруженных сил Республики Беларусь полковник Александр Федоров тоже выпускники Борисовской музыкальной школы. Еще до войны эту школу досрочно окончил Иосиф Златкин, который впоследствии заведовал отделением духовых инструментов Минского музыкального училища и в течение многих лет был первой трубой весьма значимого симфонического оркестра Белорусской филармонии.

Вспомним также, что Олег Мартаков играл в известном ансамбле «Песняры», а Виталий Вечерский - в не менее известном ВИА «Сябры», где, кстати, играли уже упоминавшиеся Виктор Тихонов (скрипка) и Александр Газизов (гитара).

ВИА «Сябры». Клавишник - Виталий Вечерский

Хочу назвать здесь и домристку Диану Чернину (Петлах), выпускницу Борисовской музыкальной школы и Минского училища им. Глинки. В ее активе - руководство оркестром народных инструментов учителей гимназии №1, а также детским еврейским хором, дипломантом многих музыкальных конкурсов (90-е годы).

Бывших учеников этой школы можно встретить в странах дальнего зарубежья. Наталия Артемова живет в Париже и выступает в популярном кабаре «У Распутина». Элла Михедкина преподает в Польше, Анна Годес, Ольга Лейкина, Анна Лекарь, Светлана Шварцман, Нелли Шпунт обучают музыке и хоровому пению в Израиле. Там же живут и другие выпускники школы, профессиональные музыканты - Роза Ярошевская, Ирина Нароцкая, Диана Баркан, Маша Столина. Пианистка Анастасия Огнерубова музицирует в Бахрейне. В Бельгии обосновался Олег Минаков. В Турции можно увидеть Анжелику Нагорнюк, в США - Викторию Пятакову, Дарью Коротяеву, в Канаде - бывшего участника ансамбля «Тачанка» Михаила Богданова и баяниста Геннадия Гайдаленка... В Милане проживает скрипачка Татьяна Реут, а пианистка Наталья Федоссева - в Цюрихе, цимбалистка Елена Кузнецова - в Германии, где, кроме нее, проживает и руководит детским духовым оркестром замечательный музыкант и аранжировщик Геннадий Быковский, оставивший в Борисове заметную память о себе.

Андрей Шишпаренок

Дима Ахатов

Людмила Бацеко

Диана Збужинская

Марина Соколовская


Анастасия Кугач

Наталья Федоссева

Николай Колядко

Александр Федоров

Наталия Артемова


Олег Минаков

Олег Мартаков

Анастасия Огнерубова

Анна Годес

Елена Кузнецова


Ирина Нароцкая

Диана Баркан

Анжелика Нагорнюк

Дарья Коротяева


Геннадий Гайдаленок

Зинаида Мильман

Елена Мильман

Роза Ярошевская


Михаил Богданов и Геннадий Быковский

Разбрелись борисовские музыканты по странам и континентам. Будем их помнить, где бы они не находились! Те, кто умеет дарить нам эмоции радости и проникающие в душу глубинные гаммы ощущений, заслуживают особого уважения.

Я назвал лишь тех музыкантов, которых знал, о которых слышал или читал. Буду рад, если кто-либо добавит к ним новые имена, относящиеся к ХХ веку.

2009-2015 © Александр Розенблюм


© При копировании ссылка на автора обязательна