За купаловской строкой

На гэтых папарах,
Засевах i пашах,
Сёння гаспадараць
Калгаснiки нашы.
Букi, Рахiнсоны,
Дар'i, Пусташылы,
Рэуты, Алёны,
Кастусi, Данiлы.

Это отрывок из стихотворения Янки Купалы "Калгасу "Чырвоны баец" которое народный поэт Беларуси написал при посещении в 1934 году деревни Скуплино, где этот колхоз располагался. Меня заинтересовали упомянутые стихотворцем Рахинсоны, и я с полномочиями регионального просветительского общества "Свет меноры" поехал в Скуплино (это в Минской области, примерно, в 40 км к северу от гор. Борисова). Там, как оказалось, помнят трудолюбивую колхозную семью Райхельсонов (а не Рахинсонов; Купала писал еврейские фамилии, как слышал), погибших в годы фашистской оккупации. У них был еще сын, однако он учился или работал в каком-то другом месте.

Старожилы рассказали мне, что Басю Райхельсон немцы в июле или августе 1941-го отправили в близлежащее гетто в местечке Зембин, где ее вскоре убили. А вот ее мужу Шмуэлю удалось скрыться в окрестном лесу. Около шести месяцев он там скитался и прятался, питаясь подножным кормом. Но после наступления зимних холодов жизнь стала невыносимой, и он, превращенный в скелет, изнеможенный, оборванный и обросший, явился к властям, обратившись с единственной мольбой: - "Расстреляйте!"

И эта потрясающая просьба была незамедлительно удовлетворена. Тело, как мне сказали, закопали в поле где-то за околицей, но указать это место никто не смог. Вероятно, оно давно заросло бурьяном или, что тоже не исключено, засеивается рожью. Однако людям, понятно, до всего этого сегодня нет никакого дела.

После изгнания оккупантов в родную деревню издалека приезжал переживший войну сын Райхельсонов, но отчий дом был пуст.

Будучи в Скуплино, я узнал, что жила там и еврейка по имени Злата Ригельман, которая была замужем за белорусом Максимом Русецким. Но Злата не погибла. Благодаря мужу, который смастерил для нее надежное укрытие, была спасена не только она, но и двое малолетних детей-полукровок.

В 2001 году в Иерусалиме возник вопрос о присвоении Максиму Русецкому почетного звания Праведника народов мира, но решение было отрицательным. Потому что спасение супругом своей жены под критерии героизма не подпадает. Мне кажется, такое суждение не бесспорно. Мне известны по меньшей мере два случая гибели белорусов при попытке спасения своих жен-евреек. Я знаю их фамилии: инженер Разин из Борисова и учитель Самцевич из местечка Холопеничи.

2004 © Александр Розенблюм


© При копировании ссылка на автора обязательна