Борисовский костел -
рождение, смерть, воскресение

Следы Борисовского костела ведут в глубину XVII столетия. Его построил на Минской улице в 1642 году староста Адам Казанович. Доходы костела обеспечивались угодьями имения Ратутичи. Борисовское староство передало эти земли костелу в качестве дара, одобренного королем Владиславом IV (кстати, после смерти Казановича и Владислава поминальная литургия за их души происходила в костеле каждую пятницу).

То костельное здание было деревянным и, следовательно, пожароопасным и недолговечным. Тем не менее, старинный храм действовал более 150 лет, до тех пор, пока его не уничтожил огонь (это произошло в 1806 году).

Хлопоты о возведении нового костела начались незамедлительно, и заслуга в этом принадлежала прелату Онуфрию Гзовскому. Был избран проект классической каменной базилики, но строительство затянулось на 17 лет и завершилось только в 1823 году. Но внешний вид костела не удовлетворял парафию. Поэтому в 1836 году строительные работы возобновились, преследуя цель сделать главный фасад более привлекательным. Через год он уже представлял собой каскадную четырехярусуную башню-колокольню с конусоподобной крышей, над которой возвышался привычный лучистый крест.

В новом костеле нашла место чудом уцелевшая при пожаре в старом строении икона с образом в серебряном окладе Божьей Матери с благословенным младенцем Иисусом на руке.

Репродукция с открытки начала 20 века

Костел, разумеется, занимался не только религиозной деятельностью, но также благотворительностью и просвещением. Под его руководством и опекой находились лазарет на 27 коек и начальная школа на 80 учеников.

Ксендз
Иосиф Гурко


Удушение восстания 1863 года осложнило религиозную жизнь католиков Беларуси. Повсеместно ощущалась русификация, и не у всех католических священников находились силы, чтобы этому воспрепятствовать. Среди таких мягкотелых был и настоятель Борисовского костела с 1876 года ксендз Лукашевич. Но в 1899 году его сменил ксендз Иосиф Гурко, который смог быстро вернуть костельные традиции и этим укрепить свой авторитет среди многочисленной паствы. При новом настоятеле изменился и интерьер костела (в частности, стены были облагорожены терракотой, которая иллюстрировала все остановки Крестового пути) и построена плебания.

Октябрьский переворот не предвещал религии ничего хорошего. Вся земля была национализирована, а земельные наделы храмов в сущности конфискованы. Но, тем не менее, несмотря на улюлюканье воинствующих атеистов и финансовые трудности, костел продолжал выполнять свои функции.

Наступили мрачные времена необоснованных репрессий. Бешеная вакханалия террора сильно и больно затронула и католиков. Многие из них были арестованы. Костел рассматривался как рассадник шпионажа. В 1937-м его закрыли, а близкие нему лица исчезли в застенках ГУЛАГа. Арестовали даже костельную уборщицу 54-летнюю Марциану Казимировну Кулаковскую, которую также назвали шпионкой и 9 декабря 1937 года расстреляли в Борисове. Что касается настоятеля костела Адольфа Крживицкого (1887-1942), то он избежал смертной казни (так как его арестовали еще в 1933 году), а был приговорен к 10 годам ИТЛ и умер в Ухтижемлаге (Коми АССР) от воспаления легких.

Исчезло тогда и имущество костела, а здание стало использоваться как хранилище разного казенного барахла.

Известно, что Борисов за последнее столетие пережил немало пожаров и несколько военных потрясений с артиллерийскими обстрелами и бомбардировками, но интересно, что от этих событий с костела не упал ни один кирпич. Храм изуродовали не пушки.

После изгнания из Борисова фашистских оккупантов сохранившееся здание костела приспособили под кинотеатр. При этом городская власть решила уничтожить в культовом сооружении характерные черты храма. Разрушили башню, невзрачным потолком уменьшили высоту центрального нефа (что скрыло от взора изящество первозданного арочного перекрытия), а мощные межнефовые колонны вдоль соединили фанерными перегородками. Тем самым были созданы три отдельные помещения - зрительный зал и два боковых фойе.

В 1965 году кинотеатр переместился в новое специально построенное для него фундаментальное здание, а освободившийся костел передали медицинскому училищу для использования в качестве спортивного зала. А когда и училище получило новое здание, костел стал пустовать. Местная власть имела намерение приспособить его для музейных экспозиций и разных выставок. Но такой план мог оставаться только в мечтах его авторов, так как здание требовало капитального ремонта, а деньги для этого в городской казне отсутствовали и не предвиделись. Правда, под видом традиционных комсомольских субботников пробовали привлечь дармовую рабсилу, но тут ничего не получилось, хотя по выходным дням иногда можно было видеть считанных комсомольцев, которые копошились в костеле, пробуя вынести оттуда многолетний мусор.

Петр Заремба


Ксендз
Юзеф Петушка

А тем временем группа католиков-энтузиастов во главе с Петром Викентьевичем Заремба осаждали разные организации, требуя вернуть костел законному хозяину - католической общине Борисовщины.

После восстановления и реставрации

На протяжении многих лет многочисленные обращения по этому поводу в местные и столичные учреждения разбивались о глухой непробиваемый монолит. Но ветер перемен усилил стремление неотступных, и, наконец, они добиваются успеха. 24 октября 1988 года их требование было удовлетворено (хотя возвратили далеко не все, что когда-то бесстыдно отобрали, а отсутствие плебании и хозяйственных помещений, как известно, не может не отразиться на многогранной деятельности храма).

Государственная регистрация католической общины гор. Борисова состоялась 7 февраля 1989 года, а 14 июля 1990 года костел был освещен бискупом Тадеушем Кондрусевичем. Вскоре сюда был назначен и настоятель костела - ксендз Юзеф Петушка (род. в 1932), высокообразованный теолог и историк, закончивший два университета.

Легко представить, сколько сил и средств понадобилось на ремонт изувеченного бездумными безбожниками здания, на оформление интерьера и приобретение необходимого органа. Но завидная настойчивость католической общественности преодолела все трудности, и старый привлекательный костел приобрел свой первоначальный облик. И потянулась к нему многоликая паства то на мессу или исповедь - не по принуждению, а по зову Бога и души. Воскрес костел, и после вынужденного длительного перерыва в нем возродилась полнокровная и незатихающая жизнь, как это должно быт в каждом храме любой конфессии.

Апостольский нунций в Беларуси архиепископ Мартин Видович
вручает кс. Юзефу Петушка орден "За заслуги перед костелом и сваятым престолом"

Костел в Борисове является памятником архитектуры позднего классицизма и значится в Собрании памятников Минской области.

Некоторые ксендзы костела Рождества Пресвятой Девы Марии в Борисове
(составитель Ян Фибек)

Ксендз
Хенрик Глебович

Ксендз
Виктор Шутович

1643-1647 - кс. Шимон Чарторыйский
1672-1674 - кс. Леон Амский
Около 1700 - кс. Михаил Ян Зенкович
1705-1719 - кс. Шимон Лойкевич
1719-1721 - кс. Ежи Андрусевич
1722 - кс. Францишек Качковский
1723-1739- кс. Кшиштоф Белозор
1742-1743 - кс. Анджей Маркевич
1743-1758 - кс. Томаш Зенкевич
1768-1782 - кс. Францишек Гзовский
1782-1806 - кс. Онуфрий Гзовский
Около 1810 - кс. Стефан Позняк
Около 1821 - кс. Ян Коревич
1842-1843 - кс. Матеуш Янчевский
1860-1864 - кс. Эдвард Петрашкевич
1865-1871 - кс. Францишек Стрзалко
1871-1878 - кс. Юзеф Пиотровский
1880-1901 - кс. Ян Лукашевич
1902-1918x -кс. Юзеф Гурко
1923-1933 - кс.. Адольф Крживицкий
1933-1937 - кс. Станислав Ярошевич
1941 - кс. Хенрик Глебович
1956-1960 - кс. Виктор Шутович
1990-2009 - кс. Юзеф Петушко
2009-2012 - кс. Вячеслав Пеланек

2004-2013 © Александр Розенблюм


© При копировании ссылка на автора обязательна